"Крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир".Часть первая.

Однажды американский чиновник из госдепа пришел в ужас, увидев, как тысячи людей «маршируют за патриархом». Дело было в Петербурге во время последнего перенесения мощей преподобного Серафима Саровского, обнаруженных в запасниках музея атеизма и религии, долгие десятилетия базировавшегося в Казанском соборе. Зря он так. Просто в жизни Церкви регулярно наступают события, обнаруживающие ее скрытый потенциал. Один из таких замечательных праздников- Крещение Господне. Больше половины  моих постоянных прихожан цветущего работоспособного возраста отсутствовало в силу невозможности отпроситься с работы или учебы. Зато пришли другие! Я вручил фотоаппарат Алексею Овчинникову, авиадиспетчеру с полной выслугой, и отправил его в «творческий полет», дав задание снимать побольше портретов и поменьше «меня». Получилось неплохо. Думаю, стоит в следующий раз «навесить» на Алексея бейджик для солидности. Хотя, судя по фото, никто и не комплексовал при съемке.  На всех этих замечательных лицах отпечаталась невидимая  благодать, которая есть «есть радость и мир в Духе Святом». Посмотрите! Все же не зря я год от года по мере сверхскромных возможностей шлифую «европейский» интерьер храма и территории. То, что сделано с любовью, не может не привлекать. И люди, однажды попав  сюда, в следующий раз приходят уже не одни, а с детьми, возлюбленными и друзьями. Это был замечательный праздник! Господи, как же здорово, что до сумерек не иссякала очередь за Великой Агиасмой- так Церковь величает Крещенскую воду! Ни одно государство в мире не даст людям такого  чувства солидарности во «всечеловечестве» и таких эмоций, не даст людям выхода из тюрьмы времени и пространства в сияющий мир вечности не там, «где-то наверху», а здесь –в собственной душе! На это способна только Церковь, потому что она- Христова. И «корпоративная» подчас убогость духовенства не в силах затмить этого сияния вечности в неизменных тысячелетних сакральных формулах этого великого церковного праздника. В них гениально просто и поэтично отражено все божественное мироздание и история нашего спасения.
(из чина великого освящения воды)
«Ты бо хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая, Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мир. Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырми времены круг лета венчал еси. Тебе трепещут умныя вся силы: Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет, Тебе трепещут бездны, Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты ко отдыханием воздух пролиял еси. Ангельския силы Тебе служат, архангельстии лицы Тебе кланяются: многоочитии херувими, и шестокрилатии серафими, окрест стояще, и облетающе, страхом неприступныя славы Твоея покрываются. Ты бо Бог сый Неописанный, Безначальный же и Неизглаголанный, пришел еси на землю, зрак раба приим, в подобии человечестем быв: не бо терпел еси, Владыко, милосердия ради милости Твоея, зрети от диавола мучима рода человеча, но пришел еси и спасл еси нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния: естества нашего роды свободил еси. Девственную освятил еси утробу Рождеством Твоим: вся тварь воспевает Тя явльшагося. Ты бо Бог наш на земли явился еси, и с человеки пожил еси: Ты Иорданския струи освятил еси, с небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев.
И сие убо священник глаголя трижды, и воду рукою благословляет на кийждо стих:
Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. [Трижды.]
И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: Сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную: Да вси почерпающии и причащающиися, имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и ко всякой пользе изрядну. Ты бо еси Бог наш, Иже водою и Духом обновивый обетшавшее грехом естество наше: Ты еси Бог наш, водою потопивый при Ное грех. Ты еси Бог наш, Иже морем свободивый от работы фараони Моисеом род Еврейский. Ты бо еси Бог наш, разразивый камень в пустыни, и потекоша воды, и потоцы наводнишася, и жаждущия люди Твоя насытивый. Ты еси Бог наш, Иже водою и огнем пременивый Илиею Израиля от прелести Вааловы.
Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. [Трижды.]
Даждь же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение.
……………………………………………………
По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет   (трижды):
Во Иoрдане крещающуся Тебе Господи,, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение, явлейся Христе Боже, и мир просвещей слава Тебе».

P.S. Если Ваше сознание споткнулось уже на первой строчке молитвы: « Ты бо хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая», могу с радостью помочь. Во-первых, попробуем перевести:  «Ты по своей воле из небытия в бытие призвал все что есть».  Тяжело воспринимается? Нас же учили о вечности материи. Какое уж там «небытие»… Так вот, не далее как перед Новым годом  побаловал я себя  на роскошной книгопродаже с 50-процентной скидкой. Кроме альбомов «Версаль», «Помпеи», «Затерянные города», «Великобритания» и других купил иллюстрированный путеводитель «Космос» Робина Керрода. То, что я прочел на тринадцатой странице, повергло меня в изумление: «А до Большого взрыва не существовало ничего - ни материи, ни пространства, ни времени. Поразительно, но космологи-астрономы, изучающие происхождение и эволюцию Вселенной, -считают, что они могут проследить все, что происходило со Вселенной после Большого взрыва, за исключением первых  десяти  в минус 43 степени секунд. Только после этого промежутка времени в силу вступили известные нам законы физики».
Я был изумлен по простой причине- все же передо мной был естественно-научный, а не богословский труд. Но за точку отсчета он брал то же, что и богословие. 
Лосский В.Н. : « Творение из ничего — учение о создании мира Богом из небытия. Учение о творении мира из небытия лежит в основании христианского учения о мироздании. Согласно этому учению, своим возникновением мир обязан волевому акту безначального и бесконечного Бога.
Не являясь вечным и безначальным, мир создан по замыслу всесильного и всемогущего сверхтварного Существа, бытие Которого безмерно превосходит бытие созданного Им мира. Творение из ничего (ex nihilo) есть догмат нашей веры. Эта вера нашла первое свое выражение в Библии, во Второй книге Маккавеев, где мать, увещевая сына идти на мученичество, говорит: "Посмотри на небо и землю, и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего" (2 Мак. 7:28)». Вот так.


                                               о. Александр Савичев

                             

"Крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир".Часть первая. "Крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир".Часть первая. "Крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир".Часть первая. "Крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир".Часть первая. "Крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир".Часть первая. "Крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир".Часть первая. "Крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир".Часть первая. "Крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир".Часть первая. "Крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир".Часть первая. "Крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир".Часть первая. "Крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир".Часть первая. "Крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир".Часть первая.