21.06.11 Выездные сборы военного православного духовенства(Севастополь)

 Я решил припарковаться подальше. С этим делом вообще проблемы: или не приткнешься, или не выедешь потом. Без четверти десять мы уже стояли у входа в Матросский клуб. Солнце припекало и все побыстрее ныряли внутрь. Подошел Игорь Ветров (БПРС). Вслед за ним взял благословение один из его подопечных подростков в симпатичной форме с галстуком на плече. Вообще, БПРС (Братство православных разведчиков-следопытов) , на мой взгляд, самая эффективная на сегодняшний день подростково-молодежная структура в Крыму. Без лишней демагогии они успешно занимаются с многочисленным контингентом ребят  тем, что им на самом деле интересно. Для себя я так и решил: буду тоже «катехизировать» возле костра.
 Зайдя в прохладный холл и зарегистрировавшись, я прошел в зал и приготовился к съемке. В левом проходе почти у выхода «кристаллизовались» все папарацци с камерами и микрофонами наперевес. Интересно, кто подойдет сказать пару слов для прессы? В считанные секунды перед нами оказался архиепископ Августин. Подойдя на расстояние вытянутой руки, он неожиданно обратился ко мне в полголоса: «Крестик на месте?». Я вытаращился на его грудь… И зря-там же панагия, а не «крестик»… Владыка улыбнулся и показал на клобук. Я кивнул и он повернулся к камерам.  Стилистика его импровизированной речи была безупречной. И сама речь была содержательной. Но через пару предложений на сцене грянули «цимбалами» музыканты из Ансамбля флота. Владыка продолжал говорить о том, что в «прагматичной Америке, где копейку зря не потратят, капелланство в армии поставлено на должном уровне» и другие интереснейшие вещи. Музыкальный шум нарастал по секундам и его речь мгновенно потонула. Папарацци с сожалением вздохнули и рассредоточились по залу.
 Что еще сказать? Самыми яркими ораторами оказались тот же владыка Августин и какой-то батюшка из Москвы (в видеоклипе его выступление-последнее). Когда я монтировал видео, полез в программку за его фамилией. Увы - не нашел.
 Владыка Августин в докладе оперировал цифрами опросов. Все было очень убедительно. Мой опыт общения с военными подтверждал сказанное.  Пока в большинстве своем  военные воспринимают Церковь в каком угодно аспекте: традиции, культурологии, аксиологии. Между тем, нынешний патриарх в бытность ректором Ленинградских духовных школ чаще всего указывал на определение Церкви как «общины, во главе с епископом совершающей Евхаристию». Мои же подопечные  « срочники»  из Экипажа всегда приходили на Литургию после завтрака. Один из них сказал однажды, что командование в последний момент объявляет о том, что желающие могут сходить на службу. В общем, есть над чем работать.
 Упомянутый батюшка из Москвы не удержался и изящно  «лягнул» семитов, упомянув при этом какой-то «канадский парламент». Ну сколько же можно демонстрировать  «родимое пятно»?
В остальном  он был безупречно красноречив и убедителен: «поколение пепси», «прививка от глупости», «военные - генофонд нации». Да уж, часть тех же «срочников»  в недалеком будущем возможно станет политической элитой. Вот и будем потом с ними объясняться. Как говорится, «что посеял-то и пожнешь». О том же напоминает  о. Андрей Кураев. Помню сарказм Игоря Цезаревича Мироновича (ЛДАиС): «Некоторые из вас наверняка надеются, что на их то  век старушек точно хватит». И говорил он это уже в те далекие восьмидесятые.
 Конечно же, ярким пятном был мини-концерт артистов  Ансамбля Черноморского флота. Балалаечник так вообще потряс (смотрите видео ниже). В моей памяти так и останутся рядом два феномена: мгновенный переход с русского на украинский владыки Августина ( с сохранением все той же безупречной стилистики и смысловой насыщенности) и рыдающая балалайка-музыкальный символ  России.

                                        Священник Александр Савичев

 

21.06.11 Выездные сборы военного православного духовенства(Севастополь) 21.06.11 Выездные сборы военного православного духовенства(Севастополь)