НОВЫЙ ГОД В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ ИЛИ ОБ АСТРОНОМИИ В ЦЕРКВИ.


                            "In necessariis – unitas, in dubiis – libertas, in omnibus – haritas. 

                             В главном -единство, во второстепенном – свобода,  во всем – любовь"
                                                          

                                                                                  (святой  Викентий  Лиринский)
                                                                

 

   Накануне Нового года по григорианскому календарю неизменно вспыхивают словесные баталии  среди части православных вокруг этого праздника. И я с удовольствием присоединяюсь к этой полемике.


ЦЕРКОВНЫЙ НОВЫЙ ГОД 1 СЕНТЯБРЯ? ПОЖАЛУЙСТА!
   

В числе прочих функций православные  праздники освящают время как неотъемлемое свойство сотворенного Богом мира. Ведь время-это история. А христианство насквозь исторично. Благодаря этой историчности в наш Символ веры вошло упоминание Понтия Пилата. И не только.  Откроем Евангелие от Луки: «Во дни Ирода, царя Иудейского… В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле…. эта перепись была первая в правление Квириния Сириею… В пятнадцатый же год правления Тиверия  кесаря, когда Понтий  Пилат начальствовал в Иудее…».
И в этом смысле Новый год является именно церковным праздником. Откройте богослужебную книгу Минею за сентябрь месяц. Под первым сентября (по юлианскому календарю) вы найдете особую службу в честь начала «Индикта»- Нового года. Конечно, там не «прописаны» елка, праздничная трапеза и т.д. Зато мы найдем здесь  вдохновенную  молитву : «Всея твари Содетелю,  времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой  молитвами Богородицы и спаси ны». Так древнейший земледельческий  праздник  окончания сбора урожая был освящен молитвой Церкви. 


ЦЕРКОВНЫЙ НОВЫЙ ГОД 1 ЯНВАРЯ? ПОЖАЛУЙСТА!
  

   «Все течет, все изменяется». С 1700 года Петр I самодержавной и освященной Церковью властью  повелел праздновать Новый год  1 января, по примеру Европы. И пока  Российская империя жила по юлианскому календарю, никаких нареканий празднование Нового года  не вызывало. Оно  являлось неотъемлемой частью т.н. «Святок» - праздничных дней после Рождества  Христова.
 Сразу после установления советской власти в бывшей российской империи был введен григорианский календарь. А поскольку РПЦ (Русская Православная Церковь) в богослужении сохранила юлианский календарь, то в новых реалиях церковный праздник Рождества Христова праздновался через семь дней после «гражданского»  Нового года.
 

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО И АСТРОНОМИЯ

   

   Церковь  с назидательно-педагогическими целями постановила праздновать это событие в день т.н. «зимнего солнцеворота». С незапамятных времен этот день не могли  обойти вниманием жители планеты Земля - Солнце начинало «прибывать», т.е. увеличивался световой день.  «Солнцеворот» в дохристианской религиозной жизни народов окружался особым почетом. С принятием Миланского эдикта гонимое христианство стало сначала «терпимым», а потом и государственным. Но корни дохристианского мироощущения необычайно живучи. Сохранились свидетельства, что жители римской империи, входя в величественные христианские базилики на вечернее рождественское богослужение, умудрялись на пороге оглянуться и поклониться заходящему Солнцу как олицетворению  первого божества римского пантеона Юпитера.
 Евангелие сообщает о вспыхнувшей на небосводе новой звезде. На этот счет есть немало версий, но пусть их разбирают ученые астрономы. Евангельские волхвы были астрологами и ,очевидно,составляли для  своих земных владык подробные гороскопы, столь популярные ныне.
Но все это суетное земное мудрование «во мгновение ока» преображается вселенским событием Рождества Христова. В праздничной службе есть замечательные  поэтические прозрения. Вот некоторые из них.
  

   «Днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем»-«Ныне Вифлеем принимает Того, Кто  всегда  пребывает с  Отцом( Небесным)».
  

   «Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков  преста; и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися»-«Когда Август(Октавиан) стал единым властителем Pax Romana(Римского мира) ,истребилось многовластие народов; когда Ты воплотился от Пречистой Девы, упразднилось многобожие идолов».
  

   И, конечно, смысловым венцом праздника является главный рождественский гимн «Рождество Твое, Христе Боже наш». В этом тексте нашлось законное упоминание тех, кто «служили звездам», но звездою же и были научены единственно  достойному поклонению   Солнцу правды – Христу. Таковой была  смысловая трансформация  астрономического события зимнего «солнцеворота» во вселенское торжество Рождества Христова как Воплощения второй Ипостаси Святой Троицы- Превечного Сына. Христианский праздник в очередной раз освятил время.


НОВЫЙ ГОД В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

  

   Но вернемся к «яблоку раздора». В начале восьмидесятых годов я учился в ленинградских духовных школах . Однажды  мне не пришлось уезжать на зимние каникулы домой, поскольку я был оставлен в так называемой «череде»-группе поющих семинаристов для участия в рождественских службах в академическом храме. Наступил новогодняя ночь. По благословению ректора ЛДАиС архиепископа Выборгского Кирилла (нынешнего Патриарха) для оставшихся семинаристов в трапезной был приготовлен праздничный постный стол  с рыбой, шампанским и вином в умеренном количестве, стояла елка с иллюминацией и шумел новогодним советским «Огоньком» телевизор. Ровно в полночь мы спели  вышеупомянутый гимн в честь начала "индикта»-«Всея твари Содетелю».  На трапезе 1 января рыбы уже не было. Как и не было контрпродуктивных  дискуссий о том, что «Новый год-это не церковный праздник».


БЛАЖЕННОЙ ПАМЯТИ СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II О  ГРИГОРИАНСКОМ КАЛЕНДАРЕ
 

   Во время той же учебы на пасхальной неделе я с группой студентов поехал  в Пюхтицкий  монастырь в Эстонии.  Делегацию радушно  принимал митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (будущий Патриарх). Была длинная задушевная встреча с ним, во время которой мы все просто наслаждались его внимательным, деликатным и одновременно могучим отеческим вниманием. Если не ошибусь, моя сокурсница по регентскому отделению А.Медведева задала Владыке злободневный вопрос о календаре.  Ответ помню дословно: «Для нас, иерархии, этот вопрос не стоит. Но мы боимся нового раскола».


ПРАВОСЛАВИЕ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
 

   По григорианскому календарю празднует Рождество Христово значительная часть православных приходов по всему миру. Нарушается ли этим постановление Никейского собора о времени празднования Пасхи( базирующееся исключительно на реальных астрономических фактах)? Никоим образом. Разрушается ли при этом  межправославное общение в Евхаристии? Никак нет. Об этом, слава Богу, открыто  говорит светлая миссионерская личность в украинском православии - священник Андрей Ткачев. Думаю, не стоит навязывать современной молодежи, ищущей встречи с  непреходящим  вечным, спорные пункты второстепенных разногласий людей Церкви. Как сказал иеромонах N(ныне здравствующий архиерей  УПЦ МП): «Умейте отличать в Церкви догматику от дисциплины». Так что, с  Новым годом!

31 декабря 2011года                                священник АЛЕКСАНДР САВИЧЕВ

  P.S.

   Оставляю на совести «радикалов» не разобранные мною представления  о некоей «православной  Атлантиде», которую  еще в XVI веке назвал «Третьим Римом» старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря монах Филофей. Да-да, тот самый "Третий Рим", ныне   спившийся,сколовшийся и  вымирающий из-за упорного нежелания «плодиться и размножаться,  наполнять землю и обладать ею». Написанное  еще в 1894 году поэтическое пророчество Владимира  Соловьева оказалось буквальным:
     


Судьбою павшей Византии
Мы научиться не хотим,
И всё твердят льстецы России:
Ты - третий Рим, ты - третий Рим.

Пусть так! Орудий божьей кары
Запас еще не истощен.
Готовит новые удары
Рой пробудившихся племен.

От вод малайских до Алтая
Вожди с восточных островов
У стен поникшего Китая
Собрали тьмы своих полков.

Как саранча, неисчислимы
И ненасытны, как она,
Нездешней силою хранимы,
Идут на север племена.

О Русь! забудь былую славу:
Орел двухглавый сокрушен,
И желтым детям на забаву
Даны клочки твоих знамен.

Смирится в трепете и страхе,
Кто мог завет любви забыть...
И Третий Рим лежит во прахе,
А уж четвертому не быть.

Цитата явно не к празднику. Но, как говорится, слов из песни не выбросить.