Mozart Requiem Karajan

    Караян - мой любимый дирижер.  Темп у него - колоссальное средство выразительности. Чтобы убедиться в этом, сравните Аdagio Альбинони в его трактовке с другими исполнениями. При его замедленных темпах музыка не теряет ничего. Напротив- все фразы предельно рельефны и внутренняя логика музыкального повествования несокрушима. Цельность и убедительность - пожалуй  так.
    По данному исполнению – пара  ассоциаций.
1)Реквием Моцарта - любимое произведение «отца» советской атомной бомбы Курчатова. Именно его исполнили на гражданской «панихиде по Курчатову». В кавычках - потому что  это был СССР, геополитический монстр, не церемонившийся с религией.
2) Караян, как и Шварцкопф, в свое время состояли в гитлеровской нацистской партии.  Не думаю, что добровольно. Тоталитарное государство не терпит и  творческую свободу. Буквально ВСЕ должно служить некоему «общему делу» ( «дела» эти у режимов разные). Тем не менее, некоторые именитые музыканты-евреи отказывались сотрудничать с Караяном по этой причине. Вспомнил конформистское творчество Магомаева. В его аудио наследии – едва с десяток прекрасных классических произведений в безукоризненном исполнении. В остальном - масса «совковых» песен с неадекватными текстами. Увы - надо уметь сопротивляться. У Караяна это получилось.
    И еще.  Поражает то, что капелла и солисты поют все НАИЗУСТЬ. Клавир Реквиема - довольно объемная книга.
    Слушая Моцарта в трактовке Караяна, начинаешь понимать, что такое «европейский выбор». Думаю, в первую очередь-это профессионализм.