Первыми гостями и участниками форума православной молодежи "НИКА" стали представители молодежных объединений Белорусского Экзархата РПЦ МП.

Первыми гостями и участниками форума православной молодежи "НИКА" стали представители молодежных объединений Белорусского Экзархата РПЦ МП. Делегацию белорусской православной молодежи возглавили клирики Свято-Петро-Павловского собора г.Минска: протоиерей Александр Ледохович,руководитель клуба православных следопытов,иерей Адриан Латушко и диакон Вадим Шпаков.С 7 по 14 августа наши православные братья и сестры приобщались к бесценной духовной культуре Крыма,наслаждались природой,купались в море и делились опытом строительства молодежного православного движения.Общее решение севастопольской и белорусской православной молодежи единодушно:форуму православной молодежи "НИКА" быть!!!


    С отцом Александром Ледоховичем я познакомился осенью прошлого года на конференции в Балаклаве. После презентации проектов «НИКИ» он подошел и спросил о возможности приезда группы белорусской православной молодежи. Когда прозвучала фраза «мы можем остановиться в палатках», я как-то сразу согласился. Уже сейчас, по приезде, он с юмором рассказывал, как переходил от священника к священнику с этой же самой просьбой и натыкался на очередной изощренно-виртуозный отказ: «Напишите мне через неделю, напишите мне через месяц, напишите моему епископу и т.д.»  В общем, чистый «Лесков». Вот так и родился форум православной молодежи «НИКА».  Прошло полгода и из Минска по электронной почте  пошли «звоночки» - что и как. Я успокаивал: «Все в порядке. Мы  вас ждем». Наконец, 7 августа к семи вечера на церковную автостоянку  въехал огромный «рыдван» вишневого цвета «без кондиционера, но с двумя люками в потолке»  . Я примчался их встречать  едва отдышавшись от закрытия футбольного турнира «Понтийские игры-2012». Наши гости мирно бродили  вдоль церковной ограды, вдыхая дивный морской воздух Павловского мыса - здесь море совсем рядом. Гости вызывали симпатию-  девушки, несколько парней и три отрока: Арсений, Никита и Антоний (их имена я  постарался запомнить). До темноты оставалось часа полтора, и я  предупредил всех, что надо форсировать установку палаток на нижней террасе храмовой территории.  Отдал им необходимые  ключи и уехал. В этот же вечер я прикатил сюда на велосипеде, изменив свой обычный маршрут по городскому кольцу. Вокруг храма царила  глубокая тишина- лагерь спал праведным сном. Таким вот я и запомнил первый день новорожденного форума.
 
                               ***
 
  Крым - вечный  перекресток народов  и цивилизаций. Он вошел в исторические хроники  множества знаковых событий мировой истории. Гомеровская Киммерия на востоке  от Судака до Феодосии, увенчанная зубчатой короной Карадага, серые от кислотных  дождей  мраморные колонны опустевших храмов Херсонеса, звенящая тетивой и восточной негой татарская топонимика , генуэзские цитадели, римские гарнизонные форпосты и огненные сторожевые вершины тавров…

В одно русло дождями сметены
И грубые обжиги неолита,
И скорлупа милетских тонких ваз,
И позвонки каких-то пришлых рас,
Чей облик стерт, а имя позабыто.
Сарматский меч и скифская стрела,
Ольвийский герб, слезница из стекла,
Татарский глёт зеленовато-бусый
Соседствуют с венецианской бусой.
А в кладке стен кордонного поста
Среди булыжников оцепенели
Узорная арабская плита
И угол византийской капители….(Волошин)

 Но Крым-это не только музей. Несколько состязательный диалог цивилизаций продолжается. И сегодняшний Крым напоминает всем и каждому, что мы не одни в этом мире со своими ответами на глобальные вопросы, что есть и другие. И где как не здесь собраться, прикоснуться к истории и осмыслить свое место в ней современной православной молодежи вне зависимости от того, где она проживает.Именно здесь уходят в тень многие стереотипы и что-то переосмысливается заново…
 
                                  ***
 
  Наши гости были достаточно самостоятельны в своем времяпровождении. На вишневом «рыдване» они съездили в Симферополь к святителю Луке, посетили Херсонес и 35 батарею, пробрались на Южный берег,  песчаный пляж Орловки  и Фиолент. Только в один из дней я к обеду присоединился к ним и мы «галопом по Европе» прошли по ханскому дворцу в Бахчисарае, поднялись к знаменитому Успенскому монастырю в Марьям-Дере(«ущелье Марии») и встретили  первые сумерки на  Эски-Кермен. Еще я сводил их на бесплатную экскурсию в  дельфинарий.

 
                                   ***
 
   В один неторопливый вечер мы все собрались в моем «итальянском дворике с камином». Здесь как раз и было нечто похожее на форум. Отец Александр  юморил  от души: «Мы долго и безуспешно искали нечто оригинально-белорусское в подарок». Этим «оригинально-белорусским» оказались несколько запакованных ржаных караваев и банка сгущенки с этикеткой на белорусском языке. Затем посыпались и «тексты». Батюшка  обратился ко мне: «Вот, отец Александр был кое в чем замечен». И после небольшой интригующей паузы сходу прочел Пастернака «Гефсиманский сад»,  перепутав  добрый десяток слов. Увы, классику надо уважать. И  в «Доме Москвы» я  читал Пастернака по тексту, поставив перед собою роскошный пульт. Следом за отцом Александром одна девушка прочитала что-то школьно-наивное  из Асадова про «настоящую любовь». Тут внутри меня уже по- настоящему «екнуло».  Это чтение резко напомнило  одну из сюжетных линий моей дипломной работы по психологии на тему эмоционального выгорания педагогов: «Учитель  вынужден жить в специфической логике объекта своего внимания, своего профессионального интереса… Учитель обязан, должен общаться со своими подопечными, понимать их мысли, чувства, моральные установки, сопереживать с ними, чтобы быть способным выбрать наиболее мощное средство педагогического воздействия. Проживание же определенного отрезка времени в логике существования другого не может пройти бесследно для внутреннего мира самого учителя, его сознания, психики… педагог невольно идет не вперед, а постоянно спускается до уровня своих питомцев, чтобы понимать их и быть понятым…».Чтобы самому себе смикшировать эту ассоциацию с напоминанием о неизбежном «кенозисе» при общении со «слишком»  православной молодежью, я сказал вслух, что апостол Павел описывает любовь далеко не в категориях «первого свидания». На что Лидия Кондырева (уж теперь  я знаю, кто это был!) квалифицированно заметила, что апостол Павел описывал «агапэ», а не «филиа». Больше никто из группы ничего не читал и не рассказывал, поскольку подошла Надежда  Ильясова с гитарой и остаток вечера мы провели с песнями и арбузами под веселый треск дров в камине.

                                   ***
 
   Литургия 12 августа прошла на одном дыхании. Все причащались. Я попросил диакона Вадима Шпакова в следующий раз прихватить стихарь с орарем- «собор» только усилится.
                                  
                                   ***
                                  
  Вот, собственно, и все впечатления  от «первого раза». Да, еще запомнился день отъезда. Палаточный лагерь гостей пару раз ночью накрывал сильнейший тропический ливень, совершенно не характерный для засушливого августа в Крыму. Вся церковная территория была ярко расцвечена спальниками и одеждой, развешанными для просушки перед  дальней дорогой. Мы все пытались наговориться впрок. С отцом Александром обсудили планы на следующий год. С его стороны было предложение в один из дней чисто молодежной аудиторией отслужить уставную литию (как на всенощной)  и потом устроить «кворум с диалогом». Я дополнил это предложение: литию служить с Крестным ходом вокруг храма с четырьмя остановками (именно такую литию я видел однажды в Троице-Сергиевой лавре), а завершить все молодежной «Молитвой о мире» непременно на церковной площади. О чем речь? Создатели православного фестиваля «Братья» не стесняются признаваться, что на эту идею их вдохновили молодежные фестивали других конфессий во Франции. Мы тоже возьмем за основу гениальную, как все простое, идею общины Taize: все собрание поет несколько простых попевок «Кирие элейсон, Господи помилуй» из золотого православного певческого фонда в чередовании с импровизированными краткими "прошениями-молитвами" солистов, которые, как и общее пение, надо готовить заранее. Закажем большой баннер с иконой рублевской «Троицы» или «Нерукотворного Спаса», какой-нибудь стильный «авангардный» подсвечник для лампад в стаканах-фонариках (чтобы ветер не задул). Обязательно будет молодежный  «оркестровый партер»: гитара, скрипка, если повезет - флейта и еще что-нибудь «при наличии». Можно будет спеть некоторые общеизвестные песни вроде «Прогулки по воде». Естественно, все это будет не в день Литургии и попозже, чтобы жара не доставала и отработали свое сценические прожектора. Тем, кто приедет, придется готовиться заранее - выучить музыкальный материал и написать согласованные со священниками «прошения-молитвы».  Если с их написанием будет проблема - не беда. В псалмах есть немало поэтических формул-благословений.Их и будем читать по очереди, а огромный хор «более-менее» стройно будет вновь и вновь повторять тот музыкальный  рефрен, который задаст  (естественно, в микрофон) музыкальный канонарх.

   Итак, все вещи уложены в вишневый « рыдван». Последнее фото «штаба в кабине» с улыбающимися отцами  (оно идет последним в заключительном слайдшоу видеофильма).  Агрегат заводится, вздрагивая и рыча. Тут тоже не обошлось без курьезов: на выезде пришлось маневрировать, чтобы попасть в проем шлагбаума. А выехав, автобус заглох. Все эти подробности я тактично вырезал из видеофильма. В принципе, при общем согласии можно сделать «Киноералаш»  со всякими «хохмами». Помните мои режиссерские команды?  «Я говорю:«Запись!» Вы считаете до пяти и начинаете двигаться! Вы считаете до пяти и начинаете петь!». А вы как думали? «Искусство требует жертв».  Зато теперь есть что смотреть.


               27.08.2012                                            А.С.

P.S. Мы полюбили вас. Приезжайте еще. Пусть наши и ваши молитвы оградят вас в пути. Надеемся и ждем.
                       
                        Христос посреди нас! И есть, и будет!

Фотоальбом смотрите в нашем сообществе.

Первыми гостями и участниками форума православной молодежи "НИКА" стали представители молодежных объединений Белорусского Экзархата РПЦ МП. Первыми гостями и участниками форума православной молодежи "НИКА" стали представители молодежных объединений Белорусского Экзархата РПЦ МП. Первыми гостями и участниками форума православной молодежи "НИКА" стали представители молодежных объединений Белорусского Экзархата РПЦ МП. Первыми гостями и участниками форума православной молодежи "НИКА" стали представители молодежных объединений Белорусского Экзархата РПЦ МП. Первыми гостями и участниками форума православной молодежи "НИКА" стали представители молодежных объединений Белорусского Экзархата РПЦ МП.