VI молодежная конференция УПЦ. Одесский молодежный театр «Нарния»: «Пир во время чумы».

Но вот, веселье и радость!...« будем есть и пить, ибо завтра умрем!» (пророк Исаия 22:13)
                                                     ***
Тебе, Чума, я песнь пою! Пришла - продли же власть свою! Разишь законника во лжи, попа в усердии ханжи…(Джон Вильсон « Город чумы»)
                                                      ***
Пушкину, чтобы написать песню Пира, нужно было побороть в себе и Вальсингама  и священника, выйти, как в дверь, в третье. (Марина Цветаева)
                                                   ***
Отлученный от Неба и страшащийся обратиться в прах человек дерзко и вместе с тем беспомощно балансирует между бытием и небытием (Беляк Н.В., Виролайнен М.Н.. “Маленькие трагедии” как культурный эпос новоевропейской истории)
                                              ***
Но боюсь до крика, до безумной боли
Жизни без надежды, без огня и доли,
Жизни без надежды, затхлой, топкой, грязной,
Мертвенно-свинцовой, жалко-безобразной,
Жизни пса, что рвется на цепи голодной,
О, проклятье жизни, жизни безысходной!
            

  (Хаим  Бялик “Одинокая звезда”)
                                         
                                       ***


Еще на V конференции меня заинтересовал пункт культурной программы: спектакль молодежного одесского театра «Нарния». И  я твердо решил познакомиться с творчеством этого коллектива, несмотря на все  коллизии с нехваткой времени.

Будучи вооружен видеокамерой и фотоаппаратом, 23 октября без пяти семь вечера я вошел в балаклавский ДК. Сначала показалось, что рабочий день конференции еще не закончился: на сцене о чем-то громко и с дидактическим нажимом говорил священник. Оказалось, что это предисловие к пьесе. Устроившись подальше и с краю (чтобы никому не мешать с видеосъемкой), я вскоре дождался начала спектакля «Пир во время чумы». При беглом прочтении считанных страниц пушкинского текста хватает несколько минут для знакомства с последней из «Маленьких трагедий». Спектакль же длился минут пятьдесят. Сценическое время и пространство «плюс к Пушкину» было щедро дополнено и «разбавлено» монологами, диалогами, пантомимой, песнями и танцами. В заключение спектакля (опять дидактика) прозвучали экзистенциальное пушкинское «Дар напрасный» и поэтический ответ святителя Филарета. Под бурные аплодисменты зрителей-участников конференции молодые артисты вышли «на поклон». Владыка Иона поблагодарил молодежь за креатив. А демиург этого проекта Наталья Брыль  персонально представила исполнителей всех ролей и пообещала в следующий раз привезти спектакль, если не ошибаюсь, «Гамельнский крысолов».

Думаю, бессмысленно спорить до одури на тему интеллектуального потенциала современной молодежи. Дарования у всех разные. В конце концов, авторы приведенных выше цитат в положенные сроки тоже были молодыми. Для меня этот спектакль был открытием. Я воочию увидел молодежь, серьезно рефлектирующую на темы классической литературы, в свою очередь, отражающей варианты «решения» универсальных экзистенциальных проблем. Молодежный русскоязычный театр, работающий с золотым фондом мировой классики, да еще и в таком поликультурном конгломерате как «Одесса-мама»! Просто сказочно! Особенно на фоне оскопленной возни «радетелей» русской культуры в Украине с их «частушками» и мрачных интеллектуальных "вывихов" на православных интернет-форумах с цитатами из сочинений некоторых отцов Церкви, направленными против театра. Ребята молодцы! В их игре на сцене просматривалась серьезная репетиционная подготовка вкупе с интеллектом каждого из участников. Лично я пожелал бы им все же избегать нарочитой дидактичности. Шекспировские король Лир и Гамлет способны потрясти  своей судьбой вовсе не потому,  что со сцены назойливо кричат: «Плачьте!». Нравственные выводы имеют наибольшую ценность, когда они  сделаны в глубинах души самостоятельно. Это касается и Пушкина, оставившего,кстати,немало инвектив на тему пресловутого ныне «русского мира».  Для современных мифотворцев приведу хотя бы одну из них:

Все так же люди лицемерят,
Все те же песенки поют,
Клеветникам как прежде верят,
Как прежде все дела текут;
В окошки миллионы скачут,
Казну все крадут у царя,
Иным житье, другие плачут,
И мучат смертных лекаря,
Спокойно спят архиереи,
Вельможи, знатные злодеи,
Смеясь, в бокалы льют вино,
Невинных жалобе не внемлют,
Играют ночь, в сенате дремлют,
Склонясь на красное сукно;
Все столько ж трусов и нахалов,
Рублевых столько же Киприд,
И столько ж глупых генералов,
И столько ж старых волокит.

Пушкин не был дидактиком и уж тем более клерикалом. И на своей личной Голгофе он остался православным христианином, приняв перед смертью Причастие и простив своих врагов.

23.11.2013                                  священник Александр Савичев

P.S.  После спектакля я пробрался за кулисы. Там было довольно опасно в виду разложенных реечек, державших единственную скромную декорацию спектакля. Пришлось шагать как цапля. Зато мне удалось взять интервью у одной из молодых актрис - Алисы Брыль. А заодно сфотографировать всех вместе и с вышеупомянутым батюшкой, который оказался Настоятелем одесской Кирилло-Мефодиевской общины, с которой, как я понял, у театра какие-то особые отношения. Дружба-это всегда здорово.


Имя и фамилия
Комментарий