Крымская «Вандея»

Дата выхода второй статьи за моей подписью на портале «Православие и мир»-1 марта. Кажется, уже было объявлено о референдуме в Крыму. Я  второй раз за неделю был без интернета по одной и той же причине - погромы в  «Укртелекоме». До исчезновения связи был звонок от Артема Левченко с просьбой еще раз поделиться впечатлениями «изнутри ситуации». Должен сказать, что я в эти дни  не ходил ни на какие митинги. В армии  базовая управляемая единица-отделение, 10 человек. Потом взвод-30, рота-100, батальон-300 и т.д. Даже если допустить, что в пенсионном городе Севастополе каждый третий-ребенок, то все равно остается 200 тысяч взрослых. И в свете этого победные фанфары, извещавшие об избрании «народного мэра» на митинге в 20 тысяч человек, как-то не внушали доверия. Когда интернет-связь была восстановлена, я спросил Артема Левченко, будет ли еще актуальной статья. Он дал положительный ответ. И я буквально за пару часов перед вечерней написал ее, пользуясь черновиком двухдневной давности. Этот черновик никак не устраивал меня. Сухо, тупо, бессвязно. Нужен был какой-то интегрирующий смысловой центр. Я задумался на 15 минут в поиске исторических аллюзий. И среди двух-трех вариантов сходу выбрал мятежную французскую Вандею. Еще в юности глубоко за душу взял «Девяносто третий год» Виктора Гюго. Вдобавок, год назад впервые прочитал трогательную историю малолетнего дофина-наследника. В тюремном заточении ребенка морили голодом и холодом. А тюремный сторож из «санкюлотов» учил королевское дитя сквернословию. Так и родился смысловой центр статьи. Крымская «Вандея».  Фото в заголовке выбрал Артем- митинг на площади Нахимова. А для автопортрета я выбрал фото на Фиоленте возле памятника Пушкину. Саму статью размещаю здесь в том самом виде, как она была опубликована в первый раз.


Крымская «Вандея»

Разве мы не знали о тлеющих очагах бесчисленных конфликтов по горизонтали и вертикали? Знали, иногда обсуждали, иногда догадывались. И при этом много врали.
Священник Александр Савичев | 01 марта 2014 г.
Мыслями о том, что сейчас происходит в Крыму и Украине, с читателями "Правмира" поделился настоятель севастопольского храма святителя Митрофана, епископа Воронежского, иерей Александр Савичев.
                                         
                                                                ***
Вы же помните парадоксальность Вандеи во времена французской революции? Поверженный абсолютизм взялись защищать простые крестьяне, далеко не избалованные свергнутой властью. И вдохновлял их, в том числе, образ малолетнего дофина, «ангельское дитя», с которым новая власть поступила совершенно омерзительно. Так об этом написал Виктор Гюго. Русских в Крыму можно понять. Ведь родной язык общения так же дорог, как и дети. Наверно, «конвенту» в Киеве, будучи на краю социальной бездны, не стоило устраивать эти шарахания с «законом о языках»: отменить, принять. Плюс волна  уголовного террора (зачастую «от имени и по поручению»)  и т.д. Как говорил Наполеон: «Это не преступление. Гораздо хуже. Это ошибка».
                                                             ***
К счастью, я успел прочитать об опасности брать на себя роль эксперта. Особенно священнику. Поэтому данные заметки отражают исключительно личные впечатления от происходящего в эти дни. А происходит много чего. Есть ли смысл в отслеживании происходящего? Несомненно. За сиюминутностью все без исключения хотят прозреть хотя бы ближайшее будущее. Итак, что у нас впереди? В смысле, что впереди у людей Церкви? Огромная страна с огромным населением. Кажется, примири восток и запад в пределах этой страны…  Но не так все просто. Деятельность человека всегда сверхизбыточна.  Даже на нижних этажах пирамиды потребностей по Маслоу. Такова его творческая природа. А уж наверху такие турбулентности! Как там привыкли говорить об Украине: «Многонациональная, поликонфессиональная, поликультурная, социально контрастная, взрывоопасная…» И все это накладывается на заявленный универсализм православия. Именно здесь я вижу повод для смирения. Поскольку теория встречается с практикой. И мы, конкретные православные люди, оказываемся в заложниках этих турбулентностей. Ну ладно, сейчас. Когда социальный пожар выплеснулся на  конкретные географические пространства. А раньше? Разве мы не знали о тлеющих очагах бесчисленных конфликтов по горизонтали и вертикали? Знали, иногда обсуждали, иногда догадывались. И при этом много врали. Ссылаясь  на дипломатичность, конъюнктурность, удобство, «начальство одобрило» и т.д.  Слава Богу, что начальство в лице местоблюстителя УПЦ митрополита Онуфрия успело заявить о желании Церкви видеть Украину единой и неделимой и что наши молитвы — о павших с обеих сторон конфликта. Слава Богу, что пресс-секретарь предстоятеля УПЦ о.Георгий Коваленко публично обратился к российским СМИ: «Не называйте нас фашистами». И обратил внимание, что среди сожженных площадей в центре Киева в метре от баррикад красуется нетронутой реклама Сбербанка России. И под рекламой — целехонькие стекла офиса этого банка. Слава Богу, что в роковую для Симферополя среду 26 февраля среди многотысячной толпы  Рефат Чубаров призвал своих соплеменников охранять и церкви, и мечети. Но что сделал конкретно каждый из нас? И что мы делали раньше? Вспоминаю незабвенного преподавателя истории РПЦ о.Иоанна Белевцева в Ленинграде. Однажды он сказал, что подлинный  интернационализм возможен только в Церкви. Поскольку Церковь говорит о всеединстве человечества при множественности конкретных культур и цивилизаций. Мы в относительно «мирное» время давали зеленый свет многочисленным гадостям в виде экстремистских газет и журналов, чьи месседжи были щедро приправлены квазиправославием. Как же мы доверчивы! Я старательно обхожу попытки некоторых прихожан выкрасить мир исключительно в черный и белый цвет. Потому что еще в юности прочел слова архиепископа Иоанна Шаховского: «Все мы либо белые в черную крапинку, либо черные в белую». Однажды услышал от буддиста: «Мы предпочитаем работать непосредственно с самостью. Как с сорняками: пока рвешь листья — сорняки будут». Наверно, в «мирное» время мы в лучшем случае «ощипывали листья». Дескать, и так сойдет. Наше, оказавшееся мнимым, спокойствие и благополучие виделось важнее. Но «корни» неожиданно пошли в сумасшедший рост. Из под расколовшихся социальных плит вышло  инфернальное зло.  В виде погромщиков и убийц, отпетых лжецов в европейских костюмах и их благодарных(!) слушателей.

                                                        ***
Пока что в Севастополе все спокойно. Шуршат машины, открыты магазины. Поесть, поспать, покрутить руль приличной европейской «тачки». В принципе, при таком буржуазном образе жизни люди заинтересованы в стабильности. И это прекрасно. Но информационное поле очень тревожное. «Две линии пулеметов возле ВР АРК по направлению к железнодорожному вокзалу». «Российские военнослужащие захватили Кировский военный аэродром в Крыму и пытаются взять под контроль один из командных пунктов зенитно-ракетной воинской части ВСУ в районе Евпатории». «Российские войска взяли под контроль воинскую часть на аэродроме Бельбек под Севастополем. Кроме того, неизвестные вооруженные люди захватили ГАИ Крыма и Дом профсоюзов в Симферополе, а также окружили местный аэропорт». «Украинским военным дали один час — покинуть территорию». Это месседжи только сегодняшнего дня.
***
Как известно, «надежда уходит последней». Особенно, если надежда в союзе с верой и любовью. И если вам не чужда молитва, помяните в ней, прочтя эти строки,  всех без исключения крымчан.

                                                                         1 марта 2014 года, г. Севастополь



Крымская «Вандея» Крымская «Вандея»