Владимир Шолох(Киев):ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ?(Текстологический анализ апостольских посланий).

Христианка ли душа? «Антиномии» врожденного-приобретенного, сознательного-бессознательного редко привлекают внимание  верующего. Между тем, современная психология  более чем с полным основанием видит в каждом представителе Homo Sapiens объект социального научения. Одно из неоспоримых эмпирических доказательств этого утверждения - феномен «маугли», встречающийся во все эпохи и у всех народов. Реальный «маугли»- полный антипод сказочной антропологической утопии Киплинга. Стоит отметить, что Церковь точно также воспринимала и воспринимает человека как объект социального научения.Повышенное внимание к школе, содержанию образования и т.д. соответствует евангельскому императиву : «…а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Матф.5:19). Насчет  «сотворит»  известна  апостольская ирония: «…уча другого, не учишь себя самого?” (Рим. 2:21) Но сейчас не об этом.В данном контексте важнее слово «научить». А не обнаруживать некую "данность".

Тем более мне было интересно ознакомиться с предлагаемой ниже статьей Владимира Шолоха, основным выводом которой (в результате текстологического анализа новозаветных апостольских посланий) являются слова: « ??????????(совесть) обозначает знание приобретенное, а не природное». Уже на примере разбора фрагмента Рим. 2:14-15  наглядно видно, что апостол Павел различал  «совесть»  и « мысли…то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». Точно также апостол Павел различал веру и знание. Но это уже тема другого серьезного разговора.

                                                         священник, психолог Александр Савичев


ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ?

Обычно на этот вопрос отвечают так: «это некий врожденный нравственный ориентир», или классически: «это голос Божий в человеке». Этот афоризм прекрасен своей лаконичностью, но в жизни мы видим, что разным людям в примерно одинаковых ситуациях совесть порой подсказывает разные, а то и противоположные решения. Что же такое совесть? Откуда она в нас? Она у всех одинаковая или разная? Она неизменна или может меняться? Я предлагаю рассмотреть эти вопросы с позиции апостольских посланий.

Наше слово «совесть» является калькой с греческого ??????????, которое у античных авторов означало сознавание чего-либо. Например, кто-то понял сам, или ему сказали, и он согласился, что молиться без благоговения – это плохо. Если после того, как он это осознал, он помолится без благоговения, то усвоенное им знание подскажет ему его ошибку. Такие подсказки мы называем обличениями совести. Если человек продолжает делать противоположное этим подсказкам, то они превращаются в муки совести. А если эти муки становятся для человека привычными и он перестает обращать на них внимание, то о таком человеке говорят, что он бессовестный, а ап. Павел назвал бы его человеком со сгоревшей совестью (ср. 1Тим. 4:2).

Обычное представление о совести говорит нам, что это знание того, в чем добро, а в чем зло, вложено в нас Богом, а разница в этих представлениях вызвана неправильным воспитанием и привычкой к греху. Но так ли представляли себе совесть апостолы?

На первый взгляд, ап. Павел именно так совесть и понимал, когда писал: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают (????? ?? ??? ????? ???????), то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14-15). Напомню, что контекст говорит об исполнении заповедей Закона Моисеева.

Здесь Павел говорит о трех вещах, имеющих отношение к нашей теме:

1) о некоем природном, врожденном знании добра и зла (????? ?? ??? ????? ???????),
2) о совести (??????????), которая подтверждает (???????????) правильность того или иного нравственного выбора, или же обличает его неправильность, и
3) о борющихся друг с другом мыслях (????????), обвиняющих или оправдывающих человека.

Мы бы теперь все эти три вещи назвали одним словом «совесть», но Павел почему-то их разделяет, а совестью называет лишь одну из них. Рассмотрим их подробнее.

Начнем с последнего, как самого простого. «Мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» – это не просто мысли, это обдумывание (????????) решений или действий.

Теперь о природном знании добра и зла. Такое знание есть не только у человека, оно присуще всем животным. Это знание не усваивается благодаря научению, оно инстинктивное и скорее чувствуется, чем осознается. Например, у многих стайных животных есть свой кодекс поведения: нельзя делать того, что вредит группе. Нарушающие этот кодекс наказываются вожаком или даже изгоняются из группы, что для виновного практически равносильно смерти. К такому природному, инстинктивному знанию в человеческих сообществах относится, например, запрет посягательства на чужую жизнь, здоровье и собственность. Язычник, не знающий заповедей Закона Моисеева, но руководствующийся этим знанием, действительно исполняет многие «дела Закона»: не убивает, не крадет, не прелюбодействует, не лжесвидетельствует, уважает родителей.

Но не это Павел называет совестью. Ею он называет здесь приобретенное знание о добре и зле. Это подтверждается также тем, как употребляется слово ?????????? в апостольских посланиях.

1. В двух местах это слово употреблено в значении "признание существования":

«Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге ( точнее, «за то, что он признает существование Единого Бога» – ??? ?????????? ????), переносит скорби, страдая несправедливо» (1Пет. 2:19).

«Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающей идолов (букв. «признающей идола»: ?? ?????????? ??? ???????), едят идоложертвенное как жертвы идольские» (1Кор. 8:7).

В Послании к евреям о совести говорится в близком к этому значении – как об "осознании наличия":
«... иначе перестали бы приносить их (жертвы), потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов (?????????? ????????)» (Евр. 10:2).

«...насколько более Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» (Евр. 9:14).

Очевидно, что в приведенных местах слово ?????????? обозначает знание приобретенное, а не природное.
(Кстати, в этих двух стихах видно то понимание искупления, которое было свойственно восточным отцам: оно заключается не просто в снятии с человека вины за грех, но в даровании ему способности не грешить. Согласно этим стихам, мы, благодаря Крови Христовой, освобождаемся от рабства мертвым делам, т.е. грехам, за которые совесть нас уже не обличает, если мы, разумеется, их не совершаем).

2. Апостолы прилагают к совести различные эпитеты. Совесть может быть:

доброй (?????): «Мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом (точнее, «для Бога» – ?? ???) до сего дня» (Деян.23:1).

хорошей (????): «Молитесь о нас, ибо мы убеждаемся, что имеем хорошую совесть, во всем желая вести себя хорошо (?????)» (Евр. 13:18, перевод мой).

непорочной (??????????): «Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» (Деян. 24:16).

чистой (??????): «...хранящие таинство веры в чистой совести» (1Тим. 3:9).
порочной, злой (??????): «Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от
порочной (???????) совести (Евр. 10:22).

немощной (?????????): «Согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» (1Кор. 8:12).

Все эти эпитеты (за исключением «немощная») являются нравственными оценками, которые не могут быть приложимы к природному знанию.

3. Примечательны глаголы, имеющие совесть своим объектом.

Она доводится до совершенства, дозревает (??????????): «Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным (???? ?????????? ?????????) приносящего» (Евр. 9:9).
Совесть созидается (????????????): «Ибо если кто-нибудь увидит тебя, имеющего знание, возлежащим на трапезе в капище, то совесть его, как немощного, не настроится ли (???????????????) есть идоложертвенное?» (1Кор. 8:10, перевод мой).

Она может оскверниться: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены (?????????) и ум их и совесть» (Тит. 1:15).

И даже может сгореть: «...лицемерие лжецов, совесть которых сгорела (????????????????? ??? ????? ??????????)» (1Тим. 4:2, перевод мой).

Очевидно, что в последних случаях речь идет об искажении представлений о добре и зле.

4. Часто в апостольских посланиях совесть персонифицируется, что, вероятно, является продолжением ветхозаветной персонификации мудрости в книге Притчей (1:20-33):

Совесть свидетельствует (????????): «Ибо эта похвала наша есть свидетельство (?? ?????????) совести нашей» (2Кор. 1:12).

Она сосвидетельствует (???????????), т.е. свидетельствует кому-то вместе с мышлением человека: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует со мною совесть моя (?????????????? ??? ??? ??????????? ???) в Духе Святом (Рим. 9:1-2, перевод мой).

Она оценивает: «..представляем себя всякой совести людей пред Богом» (2Кор. 4:2, перевод мой).
«Зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям» (2Кор. 5:11).

Она судит (??????): «Для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? (????? ??? ? ????????? ??? ???????? ??? ????? ???????????)» (1Кор. 10:29).

В книге Премудрости Соломона совесть преследует (???????) нечестие: «Осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью (?????????? ?? ??????????), всегда придумывает ужасы» (17:10).

5. О совести апостолы говорят как о знании иерархии добра и зла, которое должно служить нравственным ориентиром:

«Надо повиноваться не только из страха наказания, но и ради совести» (Рим. 13:5, перевод мой).

«Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (букв. ради совести)» (1Кор. 10:25. Такое же употребление в стихах 27 и 28).

Это знание передается в Израиле из поколения в поколение: «Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью (?? ?????? ??????????)...» (2Тим. 1:3).

Это знание должно быть полным и неискаженным. Его мы просим у Бога в таинстве Крещения: «Так и ныне сообразное этому крещение – не омытие плотской нечистоты, но просьба у Бога доброй совести (??????????? ?????? ????????? ??? ????) – спасает нас благодаря воскресению Иисуса Христа» (1Пет. 3:21, перевод мой).

Наконец, это знание, вместе с чистотой мыслей и нелицемерной верой, должно стать для христианина источником любви:

«Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1Тим. 1:5).

В. Шолох

1 мая 2014


На иллюстрации: "Суд царя Соломона"(Николай Ге)


Имя и фамилия
Комментарий