МЦПШ «ПОЛИХРОНИОН»: рождественский концерт для православной молодежи Севастополя (9.01.2019)

То, что мы все же поедем в севастопольский храм Вознесения Господня на Северной стороне,  окончательно стало ясно лишь утром в самый день концерта. Это обстоятельство превратило сборы в настоящий аврал. Я едва успел отремонтировать примерзшие к стеклам «дворники» микроавтобуса, начал и бросил за отсутствием времени административно- церковные дела и стал раскладывать партитуры для хористов в элегантные черные скоросшиватели «Brauberg», служащие нам концертными папками (очень удобно - не надо везти с собой пульты для нот).

В 17 часов собрались в нашем базовом Митрофановском храме. Сложили концертные костюмы в большой чемодан, взяли разобранный дирижерский пульт и недостающие ноты. И мой «Баргузин», словно Ноев ковчег (семь хористов, фотограф и я за рулем),  по оттаявшим дорогам двинулся на Северную сторону.

Я еще не был в храме Вознесения. Если знаешь дорогу, попасть туда совсем несложно. Но в первый раз на финише пришлось воспользоваться навигатором. В шесть вечера мы были на месте.

Один из активистов молодежного движения  храма Леша Жигалов встретил нас и провел в подземный этаж переодеться. В помещении, где предстоял концерт, перемещалось туда-сюда человек десять. Глядя на них, наш первый дискант Вова Наточий неожиданно (как всегда) спросил: «А у нас будут нормальные зрители??». «Еще подъедут», - успокоил я.

В «раздевалке» нам предстал склад самых разнообразных предметов. Ваня Пронин  разглядел большой анатомический плакат с изображением головного мозга человека. И, само собой, поинтересовался у меня его назначением в православном храме. Ха-ха! Я бы не додумался никогда. Потом оказалось, что плакат-часть реквизита для небольшого спектакля, показанного после нашего выступления.

Переодевшись, мы отправились на обзорную экскурсию в верхний храм. Ее провел настоятель храма отец Борис Кравец. Он кратко и содержательно познакомил нас с историей создания, разрушения и восстановления храма. Рассказал, как сначала его отец, а потом и он сам до начала строительства служили литургию на поляне под открытым небом. Отметил, что во время этих служб ни разу не было дождя. На фотографиях внутренний объем храма выглядит гораздо больше. Белоснежные стены, сдержанный «полупрозрачный» цветовой колорит добротной росписи «под Византию», два свечных каминных навеса по углам (борьба с копотью). В завершение экскурсии мы посредине храма спели «Дева днесь» Бортнянского и замечательную стихиру «Слава в вышних» неизвестного автора. Большие хоры обычно поют эту стихиру в удвоении (divisi). Мне пришлось переложить ее для небольшого состава в Em, без удвоения.

Затем мы спустились обратно в подземный этаж, где уже собрались зрители и были расставлены лавочки с проходом посредине. В ходе концерта мы прерывались пару раз,  чтобы опоздавшие заняли свои места. Со слов настоятеля, собралось человек пятьдесят.

Как нас и просили, мы пели русские и украинские рождественские колядки. Я комментировал некоторые из них. Рассказал про свое знакомство с частным музеем подлинного крестьянского быта в Черноречье, куда меня однажды отвез известный севастопольский бард Андрей Соболев: огромные тяжелые корыта для замешивания теста, жернова, прялки, утюги с углями. В таком контексте, немыслимом для современных людей, рождались эти музыкальные жемчужины. Мои комментарии между колядками становились все короче, аплодисменты – все более продолжительными. На двух колядках я попросил подпевать зал («Небо и земля», «Добрый вечiр, тобi»). Это надо слышать (мы записали видео).  Нам вторил дружный и стройный зрительский хор. Особенно замечательным было множество басов с чистой интонацией. В завершение концерта спели патриаршее «Многая лета».

Был объявлен небольшой перерыв для установки декораций спектакля. Какой-то уж слишком непосредственный подросток Саша предложил нашей восьмилетней Варваре сходить в кино. На спектакле он сел рядом с ней на первом ряду. Туда же я посадил Вову - чтобы все были на глазах. А мы с Ваней сели на вторую лавочку. В середине спектакля я обратил внимание, что в полуметре от меня отец Борис с телефона (в коммутации с микшером) переключает фонограммы. Как говорится, «хочешь сделать лучше - сделай сам»? Мне это понятно - сам в середине дня полтора часа раскладывал партитуры по концертным папкам.

После спектакля отец Борис пригласил всех на трапезу в соседнюю небольшую аудиторию. Там было довольно тесновато для такого количества людей. Кажется, Леша Жигалов рассказывал, что в двух таких «классах»   кроме молодежи и воскресной школы собираются на занятия еще и скауты, перебазировавшиеся в этот храм из Климентовского монастыря в Инкермане. Что ж, «в тесноте, да не в обиде».

Мы первые «откланялись» с трапезы: на часах начало десятого, нашим школьникам завтра в первую смену плюс обратная дорога займет время. 

Аккуратно вырулив с небольшой парковки возле храма, мы, полные хороших впечатлений, отправились домой, поставив принимающей стороне твердую пятерочку (по пятибалльной системе).

Священник Александр Савичев, художественный руководитель и дирижер молодежной церковно-певческой школы «ПОЛИХРОНИОН».


Имя и фамилия
Комментарий